mariro (mariro) wrote,
mariro
mariro

Category:

Правда ли, что до XIX века женщины в Европе жили меньше мужчин?

Уже почти месяц прошёл с того момента, как я спорила с anariel_rowen под постом shakko_kitsune по поводу продолжительности жизни женщин. На тот момент (не знаю, как сейчас), она утверждала, что до XIX века женщины в Европе жили меньше мужчин, а смертность от родов всегда была выше смертности мужчин от войн и насильственных причин и что это якобы было одной из причин диспропорции мужчин и женщин среди великих деятелей, в частности, художников ("биологический стеклянный потолок"). При этом моя оппонентша ссылалась на данные палеодемографии, которая является сомнительным источником по сравнению с исторической демографией. И вот теперь я собрала более точные и подробные данные для оценки её утверждений.


Портрет служанки. Великобритания, середина XVIII века.

Для этого мне пришлось собрать все известные и доступные данные по продолжительности жизни и доживаемости до разных возрастов женщин и мужчин в отдельности в Западной Европе до 1800 года, которые я знала. В ходе сбора данных я обнаружила новые исследования.

Я выбрала продолжительность жизни взрослых (15-20 лет), потому что она лучше отражает смертность половозрелых  людей, которые вносли наибольший вклад в работу и от которых зависело воспроизводство населения (в том числе половозрелые женщин, имевшие риск умереть от родов).

Отдельная благодарность выражается профессору Цюрихского университета Франсуа Хёпфлингеру (François Höpflinger) за предоставление данных по Цюриху 1635 года.

Теперь перейдём к самим данным.

Таблица. Разница в продолжительности жизни и доживаемости взрослых мужчин и женщин до 30 и 50 лет. Западная Европа, XVII-XVIII века.


*Примечание: число уже прожитых лет (15, 18, 20) + средняя продолжительность предстоящей жизни (е15, е18, е20)

Средняя продолжительность жизни
По таблице видно, что серьёзного преимущества у взрослых мужчин перед взрослыми женщинами в этом плане практически не было. Во многих (если не большинстве) случаях женщины в среднем жили дольше мужчин. В тех случаях, когда мужчины жили в среднем дольше женщин, разница чаще всего не превышала 1 год. Лишь в двух случаях (Цюрих и Эйнхаузен) мужчины жили дольше женщин на 4-5 лет. Средняя разница в пользу мужчин составляла 1.35 год. В свою очередь в тех случаях, когда женщины жили дольше мужчин, эта разница чаще всего превышала 1 год и средняя разница в пользу женщин составляла 1.8 год. Случаев, чтобы средняя продолжительность жизни женщин была больше мужской на 4 года, зафиксировано два (Шмалькальден и Люцерн). В подавляющем большинстве случаев женщины, достигшие 15-20 лет, жили в среднем дольше 50-ти лет. В общем, разница в средних показателях продолжительности жизни между полами не очень различалась.

Доля доживших до 30 лет
Так же женщины часто доживали до 30 чаще, чем мужчины. В двух случаях разница вообще отсутствовала. В тех случаях, когда мужчины чаще доживали до 30-ти, разница в пользу мужчин лишь один раз превысила 5% (Цюрих). А вот разница в пользу женщин два раза превышала 5% и достигала 7-9% (низший класс Женевы, Люцерн). Не менее 72% (а в большинстве случаев не менее 80%) женщин, доживших до 15-20 лет, доживали и до 30-ти.

Доля доживших до 50 лет
Даже до 50-ти лет женщины доживали чаще мужчин примерно в половине случаев. Только в Цюрихе, Эйнхаузене и Шпейхере мужчины доживали до 50-ти на 7-11% чаще женщин, в других местах и промежутках времени разница была скромнее. Женщины так же имели преимущество в 6-8% в трёх местах: Шмалькальдене, Берлине и Швеции 1780-ых. Из талицы видно, что то один пол, то другой чаще доживал до 50-ти, и нельзя сказать, что всё это время мужчины доживали до 50-ти чаще женщин или наоборот.

Динамика
В XVII веке женщины из региона вокруг Шмалькальдена жили в среднем дольше мужчин, как и преставительницы низшего класса Женевы, в то время как жительницы Кастилии, Цюриха и представительницы среднего и высшего класса Женевы жили меньше мужчин. Женщины доживали до 30-ти чаще мужчин в высшем и низшем слоях общества Женевы, не имели разницы в дожитии в деревнях вокруг Шмалькальдена и Альтен- и Фраубрейтунгене, реже доживали до 30-ти в Кастилии, среднем классе Женевы и Цюрихе. Только в дожитии до 50-ти мужчины имели преимущество в большинстве мест (Кастилия, все классы Женевы, Цюрих, Альтен- и Фрауэнбрейтунген).

В XVIII веке всё было сложнее, но в примерно в большинстве случаев женщины имели превосходство и в дожитии до 30-ти, и в дожитии до 50-ти. Ещё появились данные по одним и тем же регионам в разные периоды. Особенно интересно, что в таких местах, как Франция, Германия и Брабант, женщины в первой половине и середине XVIII века (до 1760-ых) жили дольше мужчин, но потом стали жить меньше, хотя сама по себе их продолжительность жизни или росла, или оставалась примерно одинаковой. Это к вопросу о том, что якобы только в конце XVIII века женщины стали жить больше мужчин (как это было написано в книге Бужиловой, на который ссылалась anariel_rowen). В ряде случаев разница в пользу женщин действительно выросла (хотя существовала и до этого, просто менее выраженная), но значительные регионы (Франция, Германия) в этот период (1760-1790) демонстрировали регресс.

Выводы
Утверждение anariel_rowen про то, что до XIX века женщины жили меньше мужчин, не выдержало проверки статистическими данными, по которым заметна мало различающаяся то в ту, то в другую сторону продолжительность жизни в течении более раннего периода (1620-1790 годы). Преимущество мужчин в доживаемости до 30-ти или 50-ти (если таковое имелось) было слишком незначительным, чтобы считать это весомой причиной половой диспропорции среди заметных деятелей того времени. Утверждение про то, что женщины умирали в молодом возрасте от родов так часто, что из-за этого жили в целом меньше мужчин, так же является надуманным, потому что во многих случаях продолжительность жизни женщин была больше. Так же данные исторической демографии по XVII-XVIII векам показали резкую разницу с палеодемографическими показателями по "постсредневековым" популяциям из книги Александры Бужиловой "Homo sapiens. История болезни". Если у Бужиловой в книге средняя продолжительность жизни "постсредневековых" взрослых всего 37 лет для женщин и 40 лет для мужчин, то данные исторической демографии показали как минимум 45 лет для женщин и 50 для мужчин. А в большинстве случаев женщины и мужчины жили не менее 51 года в среднем, так что разница между палеодемографической и историко-демографической оценкой превысила 11-14 лет.

Источники данных таблицы:
1. Juan Soler Serratosa. «Demografía y sociedad en Castilla la Nueva durante el Antiguo Régimen: la Villa de los Molinos, 1620-1730» (1985), p.182(42). Доступно здесь: http://www.reis.cis.es/REIS/PDF/REIS_032_08.pdf
2. Alfred Perrenoud. «L'inégalité sociale devant la mort à Genève au XVIIIe siècle» (1975), p.236(18). Доступно здесь: https://www.persee.fr/doc/pop_0032-4663_1975_hos_30_1_15702
3. François Höpflinger. «Zur langfristigen Entwicklung der Lebenserwartung in der Schweiz – Studientext und historisches Datendossier zur Lebenserwartung in früheren Jahrhunderten» (2017), p.8-9.(2017), p.8-9. Доступно здесь: http://www.hoepflinger.com/fhtop/Lebenserwartung-historisch1.pdf
4. Walter Letsch (2017) Demographic Aspects of the Early Modern Times. The example of the Zurich Countryside in a European Perspective, Bern: Peter Lang: page 349 (table 6.27: Survival Orders of Males and Females, Zurich Countryside 1635).
5. Kai Lehmann. «Projekt 1719 – Lebenserwartung im 17. und 18. Jahrhundert in der Herrschaft Schmalkalden» (2011), p.151-160(15-24). Доступно здесь: http://www.vhghessen.de/inhalt/zhg/ZHG_116/Lehmann_Lebenserwartung.pdf
6. Claude Bruneel. La mortalité dans les campagnes : le duché de Brabant au XVIIe et XVIIIe siècles. (1977), p.409. Доступно здесь: https://www.researchgate.net/publication/258768953_Living_la_vita_apostolica_Life_expectancy_and_mortality_of_nuns_in_late-medieval_Holland_CGEH_working_paper_44
7. Yves Blayo. «La mortalité en France de 1740 à 1829» (1975), p.140-141(20-21). Доступно здесь: https://www.persee.fr/doc/pop_0032-4663_1975_hos_30_1_15697
8. Arthur Imhoff. «Lebenserwartungen in Deutschland vom 17. bis 19. Jahrhundert. » (1990), p.462-463. Доступно здесь (требуется регистрация): https://histat.gesis.org
9. Human Mortality Database. University of California, Berkeley (USA), and Max Planck Institute for Demographic Research (Germany). Available at https://www.mortality.org or https://www.humanmortality.de
10. Andreas Maisch. «Notdürftiger Unterhalt und gehörige Schranken: Lebensbedingungen und Lebensstile in württembergischen Dörfern der frühen Neuzeit» (1992), p.290
Tags: 17 век, 18 век, продолжительность жизни, разборы, статистика
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments