
Университет Эрлангена-Нюрнберга
Доклад Уве Кребса «Уточнение Арьеса и де Моза по данным антропологии: культурная и «природная» истории детства» был презентован на международной конференции «История детства как предмет исследования: наследие Ф.Арьеса в Европе и России». Далее цитирую пересказ с сайта Российского государственного гуманитарного университета:
"Как этолог У.Кребс особое внимание уделил пониманию детства с точки зрения эволюционной биологии человека. Ребенок рождается с мозгом, который уже в два раза больше, чем мозг новорожденного примата, но при этом его мозг еще не зрел, в течение первого года жизни его объем должен увеличиться в два раза. Поэтому новорожденный нуждается в опеке более продолжительной и сложной, чем детеныш примата. Это обеспечивается генетически фиксированным привязывающим поведением, обеспечивающим контакт мать-ребенок, то есть «материнскую любовь». И этот механизм, который обеспечивает выживание ребенка (и всего рода людского), появляется на ранних этапах истории человечества и сохраняется по сей день. По биологическим критериям, детство завершается с появлением первого постоянного зуба, приблизительно в возрасте 6 лет, это уже в два раза дольше, чем детство шимпанзе. Долгое детство и продолжительная юность (до 21 года по биологическим критериям) – это время, отведенное на учебу, и это видовая особенность человека. Поэтому, как бы ни писал Ф.Арьес об «открытии детства» в 16 в., и как бы не определял де Моз детство как «кошмар, от которого мы начинаем освобождаться» - в истории человечества не могло быть периода, когда детства вообще не замечали, когда бы взрослые о детях хоть сколько-нибудь не заботились, трудное, непродолжительное, но детство было всегда. Сам У.Кребс выделяет два основных этапа детства (от рождения до первых самостоятельных шагов, и от этого момента до начала пубертатного периода) и иллюстрирует на богатом кросс-культурном материале, что основное содержание детства на этих этапах в принципе универсально".
Journal information