mariro (mariro) wrote,
mariro
mariro

Мифы о женщинах Нового времени

Эта статья будет посвящена рассмотрению мифов о западноевропейских женщинах Нового времени, с которыми часто можно столкнуться как в сети, так и в книгах. Часть из этих мифов взялась из литературы, которая в Новое время отражала в основном взгляды и традиции наиболее богатых и влиятельных сословий. Много мифов относятся к демографическим показателям: брачному возрасту, продолжительности жизни, доле незамужних. В этом случае степень их правдивости может быть проверена через сопоставление с данными исторической демографии. Учёные, занимающиеся этой областью, обрабатывают приходские книги и списки населения различных населённых пунктов. Они проводят сложную и кропотливую работу, извлекая данные из старых материалов, часто написанных вручную трудночитаемым почерком, и переводят эти данные в цифровой формат, чтобы при помощи нужных программ провести расчёты. В итоге удаётся выяснить многие параметры демографического поведения людей, относившихся к основной массе населения Европы XVII-XIX веков. Удалось установить, как всё скорее всего было на самом деле. И эта картина вступает в явное противоречие со многими распространёнными мифами.


Женщина, режущая рыбу. Работа Пера Хиллестрёма. Вторая половина XVIII века.

1. Рано выходили замуж

Данный миф в различных вариациях широко распространён. Чаще всего ссылаются на то, что Джульетте было 13 лет или пишут, что 25 лет, 22 года или даже 20 лет – это будто бы уже была «старая дева» и все выходили замуж рано, а уж в каком примерно возрасте, это уже на усмотрение самих распространителей мифа. Давайте сопоставим этот миф с данными исторической демографии.

В статье Трэйси Дэннисон и Шейлы Огилви «Does the European Marriage Pattern Explain Economic Growth?» приведен анализ 175 публикаций по исторической демографии, включавших в себя и 1491 исследование возраста при первом замужестве в различные периоды между 1500 и 1900 годами [1]. Согласно этим исследованиям, в XVII, XVIII и XIX веках средний возраст невест в зависимости от столетия составлял аж 28.2, 29.2 и 28.3 лет в Дании, 26.8, 24.7 и 26.9 лет в Швеции, 26.5 и 25.8 лет в Шотландии (по XIX веку данных нет), 26.4, 26.3 и 26.9 лет в Бельгии (которая долгое время была Испанскими и Австрийскими Нидерландами), 25.7, 25.4 и 24.4 года в Англии, 25.5, 27.1 и 26.4 лет в Нидерландах, 25.1, 26.1 и 26.9 лет в Германии, 24.8 и 25.4 в Богемии (в XVII-XVIII веках возраст был одинаковым, а в XIX веке вырос). Во Франции брачный возраст различался в зависимости от региона. На севере он составлял 25.3 лет в XVII веке, 25.8 лет в XVIII веке и 25.1 лет в XIX веке. В то же время в центре в XVII веке этот показатель равнялся всего 21.4 году, но в XVIII веке поднялся уже до 25.8 лет, а в XIX веке до 26.3 лет. На юге Франции в XVII веке выходили замуж в первый раз в среднем в 22.2 года, в XVIII веке в 23.9 года, а в XIX показатель стал уже таким же высоким, как на севере – 26.3 лет. В общем для Франции показатель равнялся 22 годам в XVII веке, 25.7 годам в XVIII и 24.5 в XIX. C Италией (родиной Джульетты) всё было не совсем однозначно, но всё же явно не вписывалось в картину с массовыми браками в 12-13 лет. Средний возраст при первом замужестве в Северной Италии составлял 22.6 года в XVII веке, 24.9 лет в XVIII и 24.3 в XIX. На юге выходили замуж раньше, в 21.2 год в XVII веке, 21.6 год в XVIII веке, а в XIX веке уже в 23.5 года. Ещё одной страной с неоднозначным брачным возрастом была Испания. На севере выходили замуж в 24.5 года в XVIII веке. Самый низкий фактический брачный возраст был на юге Испании в XVII веке. Он составлял всего 18.6 лет. Но в XVIII веке он вырос до 22.8 лет. Кроме того, это не все страны, полный перечень и показатели можно посмотреть в оригинальной статье [1].

Суммируя все приведённые выше данные, можно сказать, что на севере Европы выходили замуж позже, на юге раньше, но почти во всех случаях показатели были больше 20 лет, а чаще всего составляли 23 года и более. Последнее является одной из черт западноевропейской брачности по Джону Хайналу. Хотя концепция Хайнала подверглась пересмотру во многих частях, высокий брачный возраст почти не вызывает сомнений у исследователей [2].

Так же в рамках разоблачения мифа о раннем брачном возрасте можно привести конкретные процентные данные по одному из регионов Европы. В исследованных Джоном Кноделем немецких приходах в XVIII-XIX веках лишь 9.4% невест при первом замужестве были моложе 20 лет, а 49% вышли первый раз замуж после 25-ти лет [3]. В исследованых Кембриджской группой английских приходах в XVII веке только 10% невест были моложе 20-ти лет и менее 1% из них выходили замуж в 15 лет или раньше, и хотя в XVIII веке невест моложе 20-ти стало уже 20%, число совсем юных среди них не изменилось [4].


Надгробные камни XVIII века у церкви Святой Марии в Фое, Великобритания

2. Умирали в 35 лет

Ещё один миф, который любят смаковать люди, порой принадлежащие к совершенно разным взглядам. «Умирали в 30 лет», «30-летняя женщина считалась старухой» и т.д., дружно повторяют они. Если мы посмотрим на среднюю продолжительность жизни в Новое время, то действительно увидим низкие цифры: от 33 до 45 лет в зависимости от периода. Но значит ли это, что люди действительно в основной массе умирали в 30-40 лет? Безусловно, нет. Потому что средняя продолжительность жизни при рождении высчитывается для всех родившихся, включая тех, кто умер в течении первых лет жизни. А детская смертность в Европе была высокой вплоть до открытий Пастера в конце XIX века. Во многих странах до года умирало около 20% детей, а до 15-ти лет не доживала половина всех родившихся или даже больше. По данным, полученным из книги Ливи Баччи Массимо "Демографическая история Европы" во Франции в 1750-1799 до года умирало 27.3% детей, а до 15-ти лет 50.9% [5]. В Швеции 1750-1790 годов смертность до года составляла 20%, а смертность до 15-ти лет - 38.8%, в Дании – 19.1% и 35.9% соответственно. Высокие показатели были в деревнях Германии, где в конце XVIII-начале XIX века на первом году жизни умирало 22.8% детей [6]. Грегори Кларк приводит данные, по которым в Англии в XVII веке до 1 года умирало 18% детей, а до 15-ти – 32%, а в XVIII веке 17% и 30% соответственно [7].

Понятно, что такие показатели занижали среднюю продолжительность жизни и потому по ней нельзя судить, сколько жили те люди, которые пережили детство и/или вступили в брак. Поэтому некоторые исследователи рассчитали не только среднюю продолжительность жизни при рождении, но и среднюю продолжительность жизни в возрасте 15 лет или 20 лет. И получилось, что в среднем доживший до 20 лет житель Англии (вне зависимости от пола) жил 51 год в 1650-1699 годах и 54 года в 1750-1799 годах [7]. Или что в Швеции продолжительность жизни в возрасте 15 лет составляла 40 лет, следовательно в общей сложности взрослый житель Швеции жил 55 лет [8]. К сожалению, мне не удалось найти почти ни одного такого исследования, где давались бы отдельные показатели по мужчинам и по женщинам. Исключение составляет исследование Фридерики Куль по приходу Святого Креста в немецком Кройцвейнгартене. Для 78 женщин, вышедших замуж в приходе, средняя продолжительность жизни составила 62.5 года [9]. Ульф Хёгберг и Суне Акерман выяснили, что в сельской Швеции в XIX веке одна треть замужних женщин умирала до 50 лет [10], но две трети умирали после 50, что так же противоречит утверждению о том, что все или почти все умирали в 30-40 лет. А брачный возраст 24-26 лет делает уиверждение о 30-летних старухах ещё более абсурдным.

_fronts_N-1425-00-000022-WZ-PYR
Портрет женщины с пятью детьми работы братьев Ленен. 1642 год.

3. Все рожали по 10 детей

Часто можно встретить утверждение, что все или большинство женщин в Европе в прошлом рожали 10-15 детей. Однако в действительности плодовитость была значительно ниже. У средней западноевропейской женщины месячные начинались примерно в 15-16 лет. До 24-26 лет она оставалась незамужней. То есть около 10 лет, часть из которых могла пройти в деторождении, проходила в незамужнем состоянии. Внебрачная рождаемость была довольно низкой (в основном от 1% до 4%) [5]. Это сокращало число детей, рождённых женщиной. Имеются данные по XVIII веку. Без учёта женщин, умерших до 45 лет, среднее количество детей, рождённых замужней женщиной, составляло от 5.3 в Скандинавии до 6.8 в Бельгии [7]. То есть даже самый большой средний показатель примерно на треть ниже воображаемых многими 10 детей. Естественно, что в Западной Европе были и те женщны, что родили 10 и более детей, но они находились в меньшинстве.

4. Умирали от родов через одну

Когда речь заходит о материнской смертности, то начинается жонглирование цифрами. Иногда непонятно откуда берётся цифра в 20%, а другие просто пишут «умирали пачками», «умирали через одну», "каждая третья" и т.п. Посмотрим, какой была материнская смертность на самом деле.

Для начала рассмотрим риск, приходящийся на одни роды. Этот показатель производен от числа материнских смертей в течении первых 42 дней после окончания беременности на 1000, 10 000 или (чаще всего) 100 000 случаев родов. По резултатам исследования Эктора Гутьереса и Жака Уделя был сделан вывод, что во Франции XVIII века 1.15% родов заканчивались смертью матери [11]. Для Англии между показатель составил 1.34% в 1600-1649, 1.63% в 1650-1699, 1.28% в 1700-1749, 0.92% в 1750-1799 и 0.55% в 1800-1837 [7]. В немецких деревнях, рассмотренных в исследовании Франческо Скалоне, между 1766 и 1863 произошло 15 077 родов, из которых 152 закончились смертью матери [12], что составляет 1.01%. В семи шведских приходах, исследованых Ульфом Хёгбергом и Гёраном Брострёмом, показатель составил 0.59% [13].

Можно сказать, что эти цифры плохо отражают материнскую смертность, потому что раньше женщины рожали больше детей. Но есть подсчёты и по доле рожавших женщин, которые умерли от родов. Во Франции XVIII века из числа детных женщин от родов умирало около 6% [11]. В Англии показатели менялись между XVII и XIX веками. В 1600-1649 от родов умирало 9.7% всех матерей, в 1650-1699 число возросло до 11.3%, в 1700-1749 упало до 9%, в 1750-1799 до 7.1% и в 1800-1837 составило 4.3% [7]. В исследованнии Скалоне говорится, что в исследованных немецких деревнях в 1766-1863 из 3418 матерей 152 умерли в течении первых 42 дней после родов [12]. Это значит, что от родов умерло 4.45% всех матерей. В шведских деревнях XIX века, исследованных Хёгбергом и Брострёмом, одна из 14 замужних женщин умирала от родов [13], что составляет примерно 7%.

Все эти показатели действительно большие по сравнению с XXI веком, но они так же далеки и от того, что представляют себе авторы цитат про «умирали через одну». Кроме того, мне ещё попадалась одна дама, которая говорила, что материнская смертность влияла на среднюю продолжительность жизни при рождении в той же мери, что и детская. Вот только это утверждение является совершенно не соответствующим реальности. В младенчестве и детстве умирало в общей сложности от одной до двух третей всей родившихся девочек. Из выживших каждая десятая оставалась незамужней. Из замужних каждая десятая оставалась бездетной. А среди рожавших смертность колебалась от каждой двадцатой до каджой десятой. Но это была довольно скромная доля от общего числа смертей родившихся девочек, в несколько раз меньше детской.

5. Редко оставались незамужними

Бытует мнение о том, что в Новое время почти все европейские женщины выходили замуж и редко оставались незамужними. Но оно так же мало соответствует действительности. Согласно уже упоминавшемуся исследованию Трэйси Деннисон и Шейлы Огилви [1], в XVII-XIX веках к 50 годам в большинстве западноевропейских стран никогда не выходили замуж 10% и более женщин, причём в некоторых странах этот показатель составлял более 20%, а Австрия в XVIII-XIX веках побила рекорды по безбрачию 50-летних женщин, где оно составило 38% в XVIII веке и 32.2% в XIX веке.


Сожжение ведьмы. Гравюра второй половины XVI века

6. Инквизиция истребила красивых женщин Европы

Этот миф я отнесла к мифам про женщин Нового времени по той причине, что охота на ведьм в значительной степени происходила в XVI-XVII веках. Любят говорить, будто в Европе женщины некрасивые и что это из-за того, что инквизиция отправляла на костёр красивых женщин и «уничтожила генофонд Европы». Но чтобы деятельность инквизиции отразилась на «генофонде Европы» таким образом, нужно, чтобы жертвами становились преимущественно молодые женщины. Однако в таком случае данное утверждение противоречит имеющимся фактам. Американский историк Вильям Монтер, являющийся доцентом Северо-Западного университета, исследовал ведовские дела из Швейцарии, Англии и Франции. На основании 155 дел, где упоминался возраст обвиняемой, выяснилось, что средний возраст обвинённых в колдовстве женщин составлял 60 лет [14]. Сомнительно, что в таком позднем возрасте женщины могли заинтересовать охотников за ведьмами своей красотой. Поэтому версия об «уничтожении генофонда Европы» является очередным мифом.

Источники:
1. https://eml.berkeley.edu/~webfac/eichengreen/Dennison.pdf
2. https://www.ru.nl/publish/pages/800120/late_marriage.pdf
3. Knodel J. E. Demographic Behavior in the past. A Study of Fourteen German Village populations in the Eighteenth and Nineteenth Centuries. — Cambridge, 1988.
4. English Population History from Family Reconstitution 1580-1837', EA Wrigley, RS Davies, JE Oppen, RS Schofield (Cambridge, 1997)
5. Л. М. Баччи: Демографическая история Европы
6. A.R. Pebley, A.I. Hermalin, and J. Knodel, “Birth spacing and infant mortality: evidence for eighteenth and nineteenth century German villages”
7. Грегори Кларк. Прощай, нищета! Краткая экономическая история мира / Пер. с англ. Николая Эдельмана. — М.: Издательство Института Гайдара, 2012. — 304 c.
8. Longevity among Hunter-Gatherers: A Cross-Cultural Examination. Michael Gurven and Hillard Kaplan
9. http://www.woenge.de/woeng/artikel/1100jahre/statistik/0407.html
10. Reproductive pattern among women in 19th century Sweden - Volume 22 Issue 1 - Ulf Högberg, Sune Åkerman.
11. Gutierrez Hector et Houdaille Jacques. — La mortalité maternelle en France au XVIII siècle.
12. Francesco Scalone, Effects of nutritional stress and socio-economic status on maternal mortality in six German villages, 1766–1863
13. Högberg U, Brostrom G. The demography of maternal mortality—seven Swedish parishes in the 19th century.
14. E. William Monter,ed., European Witchcraft (New York: John Wiley, 1969)
Tags: новое время, опровержение мифов, статистика
Subscribe

Posts from This Journal “статистика” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Спасибо, очень интересный пост.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Спасибо за пост!
Спасибо. Очень интересно.
В самом деле, развенчание мифов. :-) Очень интересно, спасибо!
Пользователь sergeytsvetkov сослался на вашу запись в своей записи «Женщины XVI-XVIII веков: мифы и факты» в контексте: [...] Европы» является очередным мифом. По материалам https://mariro.livejournal.com/227591.html [...]
Спасибо, интересная статья!
Пользователь tavia_ сослался на вашу запись в своей записи «Два отличных текста» в контексте: [...] и мифы о женщинах Нового времени [...]

Deleted comment

А вы получаете бан за оскорбления и мат.
Пользователь shakko_kitsune сослался на вашу запись в своей записи «Проветрите свои штампы» в контексте: [...] истребила всех красавиц в Западной Европе? Уважаемая написала текст Мифы о женщинах Нового времени [...]
Насчёт женской смертности при родах есть вопрос (к сожалению, самой изучить источники сложно ввиду незнания языка).
"Показатель производен от числа материнских смертей в течении первых 42 дней после окончания беременности" - там собирались все смерти, скажем так, "по состоянию здоровья" (несчастные случаи и убийства явно не интересуют)? Просто, насколько мне известно, беременность имеет огромное количество "побочных эффектов", которые могут быть с этой беременностью связаны недостаточно очевидно. Ну а ещё замершие беременности, выкидыши, внематочная беременность, инфекции и тонны других осложнений, которые могли привести к гибели матери до родов. Понятно, что даже при этом смертность не так высока, как принято считать, и что постановка вопроса разная. Просто интересно, есть ли в тех исследованиях данные на этот счёт.
вот такая же мысль
если сейчас внематочная - это примерно 2% от всех беременностей, если предположить, что тогда было так же, и она никак не лечилась и 100% вела к смерти, то это 12% женщин (ну там в среднем по 6 детей на женщину, даже если упрощать, ведь на самом деле беременностей больше, чем детей скорее всего).
а еще же преэклампсии, а еще же и почки могут отказать, да много всего...

mariro

1 month ago

libushe

1 month ago

mariro

1 month ago

libushe

1 month ago

Пользователь tito0107 сослался на вашу запись в своей записи «Демографические мифы» в контексте: [...] статистику рассчитывать, конечно, не приходится). https://mariro.livejournal.com/227591.html?embed [...]
Спасибо!
Объяснения требует самое известное:
Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
(Ни для Татьяны, ни для самой няни, ни для Пушкина эта информация, кажется, не выглядит неожиданной...)
Потому что это Россия и там случались ранние браки. А у меня про Западную Европу, где поздняя брачность.

anna_bpguide

1 month ago

pocchari_lady

1 month ago

anna_bpguide

1 month ago

prishlaigovoru

1 month ago

anna_bpguide

1 month ago

Прочитайте "The Witch-cult in Western Europe" (1921) Margaret Murray.
Не знаю,есть ли эта книга на русском.
А что там?
Пользователь beglynka сослался на вашу запись в своей записи «Аберрация или рукажопость» в контексте: [...] полофф. Вот к примеру,- Мифы о женщинах Нового времени https://mariro.livejournal.com/227591.html [...]
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →